Аэрогеофизический тепловизионный
комплекс SCAN-T

Назначение
Тепловизор был разработан для картирования теплового излучения поверхности земли с борта летательного аппарата. Высокая чувствительность прибора позволяет использовать его для решения разнообразных задач:
Картирование и мониторинг состояния различных промышленных и общественных сетей, включая
- электросети
- нефте- и газопроводы
- трубопроводы с горячей водой
Контроль состояния водоёмов (выявление стоков, утечек, наблюдение за колебаниями температуры)
Подсчёт численности животных
Анализ влажности почв
Ниже приведены снимки, полученные при съёмках с применением тепловизора.
Утечка промышленных отходов. 1-место утечки, 2 — последствия для лесного массива.
Городская теплотрасса. 1 — аварийный участок, 2 — повышенное тепловыделение.
Характеристики комплекса
Тепловизор обладает небольшим весом и низким энергопотреблением, что позволяет легко использовать его при работах на лёгких вертолётах и небольших самолётах. Например, система была установлена на Ми-2, Cessna-172D, Ми-8, Ан-2 снаружи фюзеляжа, а также на P68 Observer 2 и Ка-26 внутри фюзеляжа.
Выдаваемое системой изображение состоит из отдельных линий, полученных сканером с вращающимся зеркалом. Частота выдачи данных — 230 линий в секунду. Сканирование производится тонким лучом шириной 2,4», угол обзора которого составляет 120°. Тепловизор использует охлаждаемый азотом датчик с высокой разрешающей способностью (CdHgTe), измеряющий излучение в диапазоне 8–14 микрон (дальний ИК). Охлаждение до рабочей температуры осуществляется микрокриогенной системой на газовой криогенной машине типа интегральный Стирлинг.
Для компенсации изменения курса, крена и тангажа в тепловизор интегрирована система ориентации, включающая три волоконно-оптических гироскопа фирмы «Физоптика» и три акселерометра серии ADXL фирмы Analog Devices, корректируемых по сигналам GPS. Эта система даёт точность измерения угла рыскания в 2° и точность измерения углов крена и тангажа лучше 1°. Для контроля высоты используется радиовысотомер, например, Terra TRA4500 или Smartmicro.
Для управления процессом съёмки используется много-функциональное программное обеспечение, позволяющее планировать вылеты, контролировать качество поступающих данных и взаимодействовать с пилотом через пилотский индикатор типа «стрелка». Данные со сканера поступают в программу по протоколу TCP/IP и автоматически синхронизируются с данными от гироскопов, акселерометров и радиовысотомера. Программа работает в графической оболочке в операционной системе Linux.
Программа пост-обработки обрабатывает данные от всех устройств и автоматически корректирует изображение с учётом колебаний углов и высоты полёта, что позволяет получать карты высокой точности. Пример подобной коррекции приведён ниже:
Технические характеристики
Угол полного обзора 120°
Частота сканирования 230 строк в секунду
3500 точек на строку изображения
Мгновенный угол зрения 2,4'
Рабочий диапазон 8–14 мкм (дальний ИК)
Чувствительность — 0,05°С при температуре окружающей среды 20°C
Система охлаждения — микрокриогенная система типа интегральный Стирлинг
Неискажающая упаковка данных более чем в два раза в реальном времени
Запись данных на жёсткий диск бортового ноутбука
Передача данных по протоколу TCP/IP
Габариты 50х30х30 см
Вес — 30 кг
Требования к электропитанию: 7 A при 27 V